Как написать бизнес-план?

Как написать бизнес-план?

Для начала нужно понять, зачем он Вам нужен? Какова реальная цель и каковы реальные финансовые и технические возможности для открытия Вашего маленького бизнеса? Готовы ли Вы рисковать, работать все 24 часа в сутки вначале открытия своего маленького дела?

Неважно магазин это или кофейня, строительный цех или салон красоты, вам в любом случае необходимо будет оценить свой бизнес, а именно расходную и доходную часть.

Тема написания бизнес-плана не новая, написано много книг, проводится куча вебинаров, на многих сайтах, например, Фонда развития предпринимательства «Даму», АО «Аграрной кредитной корпорации» висят шаблоны бизнес-планов. Вообщем, без плана нет бизнеса. Теперь чуть подробней о разделах этого драгоценного документа.

  1. Идея бизнес-проекта, начатого вами. Основные факторы, определяющие перспективность вашего дела. Этот раздел представляет собой конъюнктурные доводы, приведшие вас к мысли что-то начать. Например, вы собираетесь продавать пирожки в каком-то районе вашего города – там большой поток людей, обусловленный близостью вокзала, предприятий быстрого питания нет, а в ближайших магазинах горячие пирожки не продают. Пирожки вы собираетесь печь сами, используя оборудование столовой, работающей в другом районе. Юридическое оформление – ИП. Необходимые инвестиции для начала работы – икс тенге. Срок окупаемости – игрек месяцев.
  2. Характеристика продукта. Здесь речь о том, что, собственно, вы собираетесь продавать. Скажем, себестоимость пирожка с картофелем ниже, чем беляша с мясом, но и цены будут разные. Кроме того, следует подумать о структуре покупательского спроса: может быть, покупателям понравятся беляши, но, возможно, низкая цена пирожков с картошкой в итоге привлечет покупателей. Подумайте о конкурентах, оцените их продукцию, сравните ее со своей, учитывая возможную разницу в ценах. В общем, "разберите" свой продукт и ответьте на вопрос: почему кто-то будет его покупать?
  3. Экономические расчеты и организационные потребности. Здесь речь об ожидаемых результатах и необходимых для реализации проекта суммах, а также о других – неденежных – факторах бизнеса. Очень важно учесть потребность в ресурсах, причем не только финансовых, но и сырьевых, кадровых и др., иначе можно столкнуться с неприятным сюрпризом. Во взятом нами примере с пирожками надо хорошенько просчитать, с одной стороны, плановую себестоимость продукции, с другой – параметры продаж (цену и объем реализации). Помимо денежных вопросов могут возникнуть вопросы организационные. Скажем, есть много несложных, но занимающих много времени, дел – их можно поручить работнику, нанятому на несколько часов в день. Тогда в расходах появится его зарплата, но у вас будут развязаны руки. Экономические расчеты должны быть жестко увязаны с фактором времени. Это особенно важно в общении с кредитором, ведь он хочет не только знать, сколько и на какой срок вы просите взаймы, но и понимать, что обозначенный срок позволит обернуться… "Пирожковый" проект, взятый нами в качестве примера, не исключение – допустим, вместо банка кредитором станет ваш знакомый, согласный ссудить деньги на время, но и ему будет крайне интересно приобрести уверенность, что он не потеряет одновременно и деньги, и друга. Маленькая, но чрезвычайно важная деталь: закладывайте в план расходов дополнительные 10-15% на непредвиденные случаи. Если обойдетесь без них, будет небольшой избыток наличности; гораздо хуже, когда "вылезают" затраты, для которых в бюджете нет резерва.
  4. Что делать – программа действий. Продумайте свой план по шагам: с кем и о чем договариваться, какую сумму кредита брать, сколько и чего покупать, в какой последовательности и у кого, и так далее. Здесь важно не только не упустить существенных элементов реализации плана, но также продумать четкую последовательность шагов. Пожалуй, лучше всего понятие об этапах и ритме знают строители – арендовать оборудование для монтажа крыши и закупать материалы для отделки помещений в начале стройки неуместно. Применительно к затее с пирожками – не стоит искать деньги на покупку мощного оборудования, необходимого для расширения бизнеса, на стадии, когда вы только-только начали что-то печь.

Напоследок хочется добавить следующее - если вы составляете бизнес-план впервые – Вы можете обратиться к нам, мы сможем оказать грамотную и своевременную консультацию в городах Астана и Алматы по телефону +7 (701) 077-77-46. В случае если у Вас написан бизнес-план, и Вам необходимо его доработать, также можете обратится к нашим специалистам в городах Астана и Алматы.

Оставьте Ваш телефон и наш консультант свяжется с Вами в ближайшее время.