Что делать бизнесу в 2015 году. Инвентаризация

Что делать бизнесу в 2015 году. Инвентаризация

Во-первых, этот кризис будет затяжным. Уже сейчас ясно, что он продлится до 2017 года, как минимум. Это видно из сроков предлагаемых антикризисных программ, показателей добычи нефти, макропрогнозов.

Во-вторых, бизнес, люди, да и экономика в целом в него входят с гораздо меньшей жировой прослойкой. Свидетельством этому является не до конца восстановившийся рынок недвижимости, слабые показатели роста реальных доходов населения и вообще роста ВВП в последние годы.

В-третьих, этот кризис будет существенно изменять бизнес-пространство. В 2009 году основное бремя кризиса пришлось на банки. Они прошли через реструктуризации, им досталось большая часть господдержки, а груз неработающих, плохих кредитов в их балансах – это и есть «подушка», которая прикрыла бизнес. У бизнеса была возможность, пусть через «серые» и даже «черные» схемы, разделить себя на хорошую часть без долгов и «фантомы», на которых сейчас и висят все эти неработающие займы. В результате мы являемся свидетелями того, как существенно изменилось банковское пространство – можно просто посмотреть список первой пятерки/десятки. Сейчас будет меняться пространство остального сектора. Банки больше не могут принимать на себя дополнительные трудности, да и государство уже не может помогать им.

В-четвертых, экономическое пространство страны дополнительно открывается для конкуренции. Существенно снижены или вообще сняты барьеры для входа на отечественный рынок российских, белорусских, киргизских компаний, капиталов, людей.

Последний пункт несет в себе не только угрозы, но и огромные возможности. Хотелось бы остановиться на том, что является крайне важным для казахстанского бизнеса, чтобы воспользоваться этими возможностями.

Сейчас крайне важным является проведение внутреннего анализа, исследования, инвентаризации бизнеса. Это ни в коем случае не противоречит урезанию затрат, снижению издержек. Инвентаризация делает все такие процессы осмысленными, целенаправленными и эффективными. Ведь важно не просто снизить расходы, но повысить эффективность бизнеса в целом, а значит, в первую очередь, просчитать эффекты урезания тех или иных затрат.

Короткие практические примеры. Клиентская база является важным активом в кризис. Общеизвестно, что привлечение старого клиента дешевле, чем привлечение нового. Значит, возможные резервы скрыты в простом пересмотре имеющейся клиентской базы, а деятельность, направленная на восстановление взаимоотношений, может быть весьма эффективной. Важно начинать это сейчас, пока такая тактика не стала массовой среди ваших конкурентов. Инвестиции в «оживление» отношений, обновление списка клиентов является весьма эффективным направлением сейчас.

Резервы скрыты в простой перепроверке имеющихся рутинных операций, которые кажутся привычными и отработанными.

Быстрым примером являются телефонные коммуникации. Эти коммуникации очень часто определяют - придет клиент или нет, так что в условиях жесткой конкуренции их роль значительно вырастает. Однако и очень часто люди, которые отвечают на звонки, далеки от заинтересованности в клиенте. Сейчас распространены коллбэк-тесты – проверка, сколько времени нужно компаниям перезвонить клиенту после обращения с выражением заинтересованности. Удивительно, но многие перезванивают или совсем долго, или не перезванивают вообще. Наверное, многие сталкивались с этим в быту, общаясь с реэлторами, турагентствами, страховыми компаниями.

По опыту консультирования могу сказать, что иногда достаточно просто сконцентрироваться на этих коммуникациях, повысить дисциплину, ужесточить требования к персоналу, отвечающему на телефонные звонки, и эффект будет ощутим уже в течение нескольких недель, а то и дней. А если еще и провести специальные тренинги относительно разговора по телефону, сделать какие-то регламенты и правила, то эффект может превзойти ожидания.

Такие же быстрые и простые результаты можно достичь по многим казалось бы идеальным и «отработанным до автоматизма» процессам. Руководителям полезно «сходить в поле», пообщаться с покупателями, клиентами, дилерами - вероятность того, что откроются новые просторы для улучшений и повышения эффективности без дополнительных затрат очень велика. Простые меры типа изменения графика работы, изменения формы и вида прайс-листа, изменения материала для упаковки могут иногда существенно изменить продажи.

Кроме того, пересмотр может включать в себя и переосмысление забытых, недоделанных идей. Нет ничего более вечного, чем временное: как показывает опыт, практически в любом бизнесе есть процессы или правила, которые не очень эффективны, внедрялись как временные, но в итоге стали постоянными и «отработанными до автоматизма» в своей неэффективности.

Но если подходить более глубоко и системно, то инвентаризация, пересмотр должны идти по трем уровням: стратегия (бизнес-стратегия), процессы и люди. При этом не очень важно, на каком уровне сконцентрироваться. Это может быть уровень стратегии, или уровень процессов, или даже только один бизнес-процесс (например, маркетинг, закупки, управление финансами), или люди и квалификации. Можно делать такую работу по всей компании, группе компаний или только какому-то подразделению. Естественно, глубина и эффективность такой инвентаризации будет ограничена выбранным уровнем.

 

Источник: Портал Бизнес-партнер www.partner.kz

 

 

Оставьте Ваш телефон и наш консультант свяжется с Вами в ближайшее время.